Я жду трамвая. «Синара» заменила Семененко в «Вагонмаше», сейчас там ожидают новейшего подвижного состава

Кировский завод уступил пространство холдингу Дмитрия Пумпянского в петербургском «Вагонмаше». В городке изношена половина трамваев, зато создавать их будут аж 2 компании.

Фото: Цех ООО «Вагонмаш», фото с веб-сайта 

О том, что екатеринбургская «СинараТранспортные машинки» (СТМ) миллиардера Дмитрия Пумпянского купила 49% компании «Вагонмаш», сделалось понятно намедни. Ожидали этого издавна; вопросец был — чью долю заберет СТМ. В итоге новейший совладелец занял пространство Кировского завода и сейчас обладает «Вагонмашем» на пару со своим партнером — чешской Skoda. Все это подкреплено не чужими Смольному людьми, но специалисты боятся, что в обещанном подвижном составе российского будет меньше, чем 49%.


Соглашение о продаже подписали вице-президент группы «Синара» Евгений Гриценко и гендиректор Кировского завода Жора Семененко.

«Для Кировского завода работа в сфере рельсового транспорта была новеньким начинанием, и мы удачно довели его до стадии зрелой компании, — цитируют Семененко в пресс-релизе. — Сделка логична и прибыльна всем: для нас это фиксация прибыли в непрофильном бизнесе, а для Группы «Синара» — новейший шаг в стратегическом развитии». «Фонтанке» гендиректор «Кировского завода» подтвердил, что отныне его с «Вагонмашем» связывают только арендные дела — предприятие работает на площадке завода. На вопросец, насовсем ли он отошел от вагонной темы, Семененко дал ответ, что в любом случае поначалу новейший акционер должен представить стратегию развития.

«Вагонмаш» известен на данный момент, сначала, как производитель составов «НеВа» для петербургского метро. Последующую стратегию пока обрисовывают в общих чертах. «Завод размещен в Санкт-Петербурге и практикуется на разработке и производстве вагонов для составов метро и городского электротранспорта, — говорится в сообщении СТМ. — Предполагается, что «Вагонмаш» станет одной из главных производственных площадок совместного компании «Синара-Шкода».

Напомним, предприятие было сотворено в декабре. В создание обещали вложить до 2 миллиардов рублей, но определенную площадку не называли. В июне все встало на свои места: конкретно тогда ФАС отдала добро на покупку толики в «Вагонмаше» — что типично, разрешали приобрести даже 50%. На тот момент 51% был (и остается) у Skoda Transportation, 49% — у Кировского завода.

«Синара-Шкода» зарегистрирована в БЦ «Сенатор» на Жуковского,62. По данным «Фонтанки», там находится и сегодняшнее пространство работы Лены Осинцевой, которая представляет интересы екатеринбургского холдинга. Осинцева работала в ГУП «Горэлектротранс», а потом пару лет была замглавы комитета по транспорту (по свидетельству коллег, она была главный фигурой в ведомстве времен Александра Головина, ее подпись в качестве и.о. председателя стоит на огромном количестве документов, в 2018 году она покинула комитет). Прояснить производственные планы компании Осинцева отказалась и порекомендовала обратиться в пресс-службу СТМ. Дозвониться туда в течение денька не вышло.

Есть и другое наблюдение. «Фонтанка» побеседовала с несколькими участниками рынка. Они ясно помнят, что в качестве представителя «Синары» еще несколько месяцев вспять рекомендовали Дениса Минкина. По их словам, это было незадолго до того, как Минкин возглавил «Горэлектротранс», и длилось всего пару месяцев. Корреспондент обратился в ГЭТ с просьбой подтвердить либо опровергнуть, что Минкин находился в таком статусе. Ответ был лаконичным: «Биография размещена на веб-сайте Горэлектротранса». В официальной биографии Минкина, которую рассылало предприятие, провал меж 2018 годом, когда он покинул Курчатовский институт, и 2020-м, когда был назначен в ГЭТ.

Екатеринбургское издание 66.ru пишет, что еще в мае вице-президент СТМ Юрий Осинцев гласил о начале проектирования первого трамвая в рамках совместного компании со Skoda. «Создание сверхтехнологичной продукции обязано быть сконцентрировано в одном месте — это телега как в электричке, так и в трамвае, — цитирует его издание. — Но это не означает, что лишь в Санкт-Петербурге будет производственная площадка. Все другое можно создавать в хоть какой части страны». Выход на рынок был запланирован на 2021 год.

«На данный момент у «Вагонмаша» практически — площадка для финальной сборки подвижного состава метро, — объясняет собеседник на рынке. — Возможно, сейчас будет разрабатываться новенькая линейка трамваев — к примеру, односекционный с низким полом, трехсекционный и, может быть, пятисекционный для возможных концессионных проектов. Но умственный и технологический ресурс — у чехов, телега, движки, привода — все их. И когда сюда привезут опытнейший эталон на обкатку, встанет вопросец локализации, она нужна для получения сертификата соответствия и получения госконтрактов. Так что на данный момент конкретно это основная задачка для «Синары» — осознать, как перенести сюда огромную долю производства, пусть даже за счет интерьера, отделки и т.п.».

Совместное предприятие с мощным технологически зарубежным производителем подвижного состава — такое у екатеринбургского холдинга уже было. Поезда «Ласточка» выпускает ООО «Уральские локомотивы» — СП «Синары» и Siemens.

«Фонтанка» попросила откомментировать перспективы производства на «Вагонмаше» Феликса Винокура, гендиректора ПК (Персональный компьютер — компьютер, предназначенный для эксплуатации одним пользователем) «Транспортные системы» (работает на площадке Невского завода электронного транспорта). Напомним, конкретно эта компания получила наикрупнейшие крайние петербургские договоры на поставку трамваев и троллейбусов. Винокур не стал гласить о возможных соперниках, но сказал, что у него ушло довольно много времени, чтоб организовать свое создание.

«У нас из импорта переходы «Хюбнер», линолеум французский мы берем, — гласит он. — Резинки для телеги берем у германцев. Основное российскее: движок — Псков, тяга «Канопус» наша, телега наша на сто процентов, редуктор на нее собирается в Твери. Мы отказались от финских дверей, которые стояли на первых партиях».

Конкретно с ПК (Персональный компьютер — компьютер, предназначенный для эксплуатации одним пользователем) ТС, судя по всему, освеженному «Вагонмашу» придется «толкаться» в Петербурге. Любопытно, что ПК (Персональный компьютер — компьютер, предназначенный для эксплуатации одним пользователем) «Транспортные системы» исполняет большой договор на Москву в партнерстве с холдингом «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Ну и переезжая в Петербург из Твери, ПК (Персональный компьютер — компьютер, предназначенный для эксплуатации одним пользователем) ТС вначале основалась на Октябрьском электровагоноремонтном заводе (тоже принадлежит «Трансмашхолдингу»). Меж тем, конкретно противоборство «Вагонмаша» и ТМХ — основной сюжет петербургского госзаказа на составы метро крайних лет.

Согласно крайнему отчету контрольно-счетной палаты, из 768 трамваев на балансе ГЭТ 468 имели 100-процентный износ. Организовать в городке собственное создание не один раз пробовали и до прихода ПК (Персональный компьютер — компьютер, предназначенный для эксплуатации одним пользователем) ТС. Можно вспомянуть планы польской Pesa и французского Alstom, пробы возрождения ПТМЗ (который тоже могла приобрести «Синара»). Землю под свою площадку присматривал также швейцарский Stadler.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

Фото: Цех ООО «Вагонмаш», фото с веб-сайта © Фонтанка.Ру