Фильм «Интердевочка»: интересные факты о съемках

В январе 1989 года на экраны вышел фильм Петра Тодоровского «Интердевочка». В драматической ленте рассказывается о девушках, которые решили зарабатывать на жизнь одним из древнейших способов – проституцией. В Советском Союзе не принято было даже говорить на такие темы, не то чтобы снимать фильмы. До 1986 года официально считалось, что это явление в СССР отсутствует как таковое, хотя все понимали, что это не соответствует действительности.

Тем не менее, картина быстро набрала популярность среди зрителей и стала лидером проката времен перестройки. В материале 24СМИ – интересные факты о фильме «Интердевочка».

«Докатились»

Петр Тодоровский родился в провинциальном городе, а потому имел расплывчатое представление о девушках с «панели». По мнению режиссера, все они должны были обладать «выдающимися формами» и выглядеть вызывающе. Супруга Тодоровского Мира Григорьевна возила его в места, где собирались представительницы древнейшей профессии, чтобы показать, как они выглядят на самом деле. Петра Ефимовича удивило то, что он увидел: там были разные женщины и девушки, которые совсем не соответствовали его представлениям.

На страницах издания «Советский экран» Тодоровский рассказал о работе над фильмом и поделился с читателями, что далек от этой темы. Узнав из прессы о планах режиссера, «ночные жрицы» стали слать письма на «Мосфильм» с рассказами о том, как давно они работают в этой сфере, о своем опыте, а также вкладывали в конверты откровенные снимки в подтверждение своих слов и в надежде сняться в кино. Однако режиссер лишь посмеивался и искал на главную роль профессиональную актрису. Интересный факт о фильме «Интердевочка»: поиски исполнительницы главной роли продолжались больше 6 месяцев.

Девушки, работавшие на панели, приходили на киностудию к режиссеру, даже после завершения подбора актеров, чтобы поведать о тонкостях и особенностях их профессии, о том, как они «докатились» до такой жизни. Они рассказывали о причинах и обстоятельствах, которые подтолкнули их к такому шагу: некоторые пришли в эту сферу банально ради денег, когда не на что было кормить детей, другие – в поисках приключений и в погоне за красивыми и модными вещами. По словам путан, их недельный доход часто превышал зарплаты обыкновенных рабочих в десятки раз.

Главная героиня

Автор повести «Интердевочка» (которая изначально называлась «Проститутка», а потом – «Фрекен Танька») Владимир Кунин представлял в главной роли Татьяну Догилеву и писал сценарий именно под нее. Но режиссер с этим мнением был не согласен, на пробах Догилева категорически не понравилась Тодоровскому. Также на роль Тани Зайцевой пробовалась Наталья Андрейченко, но, по словам режиссера, она выглядела «слишком вульгарно». Приглашение на пробы отправили и актрисе из Польши Катажине Фигуре, однако договориться с ней не удалось.

Елена Яковлева, которой и досталась в итоге главная роль, тоже не соответствовала представлениям режиссера о внешности «классической путаны»: она была слишком худой и лишена объемных женских форм. А без этих факторов, по убеждениям Тодоровского, было невозможно привлечь клиентов. Позже недостающие «формы» актрисе во время съемок добавляли с помощью поролона. Уговорить режиссера выбрать Яковлеву смогла его супруга: именно Мира Григорьевна убедила, что молодая актриса идеально подходит на эту роль.

«Не хочу и не буду!»

Строптивая Елена Яковлева категорически отказывалась от постельных сцен и не желала сниматься обнаженной, поэтому режиссеру пришлось импровизировать, и идти на различные ухищрения, чтобы показать в кадре интимные процессы. Самой «смелой» сценой стало появление Яковлевой в кадре в кружевном белье, на большее она не соглашалась.

О том, как создавались постельные сцены фильма, можно было снимать отдельное кино. Из «постельного» в кадре была, собственно, только сама постель. Сцену с клиентом-японцем снимали без присутствия последнего: Яковлева с лицом, блестящим от глицерина, лежала в кровати одна. Вся актерская игра происходила лишь в ее глазах. За кадром режиссер ритмично «расталкивал» за ноги актрису, одетую в купальник. Звуки имитировали при помощи бревна под кроватью, а ассистенты раскачивали тумбочку со стоящим на ней светильником в такт музыке. Дополняли картину с помощью манипуляций со светом и движений камеры. Для Тодоровского главными были не подробности и достоверность происходящего, а суть.

Ради жены

Идея снять фильм по повести Владимира Кунина первой пришла в голову жене Тодоровского. Интересный факт о фильме «Интердевочка»: из государственного бюджета деньги на съемки не выделялись. Мире Григорьевне пришлось искать спонсоров за границей, и она нашла их в Швеции с помощью сына писателя Джеймса Олдриджа. С ним они познакомились на Международном кинофестивале в Москве, и супруга Тодоровского поделилась планами и идеей снять фильм. Парень оценил задумку и, вернувшись домой, отыскал торговца быками, который дал денег на создание фильма.

В Госкино Мира Тодоровская не нашла поддержки, так как официально не имела отношения к художественному кино. Супруг, который только закончил работу над картиной «Военно-полевой роман», тоже изначально отнесся скептически к этой идее, ведь тема ему была незнакома и к тому же в СССР считалась слишком «острой». Тодоровский горячился и протестовал, наотрез отказываясь браться за эту работу. Он согласился только ради жены, которая долго его уговаривала, да и доверить снимать такой фильм в Госкино было больше некому. Начальство понимало, что в этой ленте не будет «клубнички», а главной темой станет любовь.

Шведские партнеры

Сотрудничество со шведскими партнерами значительно облегчало работу советских кинематографистов. Фильм снят на качественной и дорогой кинопленке «Кодак», которую тогда не могли себе позволить приобрести другие режиссеры, снимавшие кино на государственные деньги. Также в Швеции приобретались дорогие и модные наряды для актеров. Любопытно, что съемки проходили в той же гостинице, в которой раньше работал автор повести Владимир Кунин, когда собирал материал для книги.

Жрицы любви

Интересный факт о фильме «Интердевочка»: авторы не стремились воссоздать на экране достоверные образы путан. В один из съемочных дней загримированные под «ночных бабочек» актрисы (Елена Яковлева, Ингеборга Дапкунайте, Любовь Полищук) попросили сотрудников милиции определить, кто из них больше похожа на настоящую «жрицу любви». Ко всеобщему удивлению, милиционеры указали на скромную девушку без макияжа, работавшую на площадке помощником костюмера.

Сомнительная слава

После выхода фильма на малоизвестную актрису Елену Яковлеву свалилась неоднозначная слава. Зрители и поклонники, как это часто случается, воспринимали Яковлеву в образе «интердевочки», атаковали письмами и даже визитами. Среди поклонников были и «характерные персонажи»: например, один мужчина написал, что освободится через 3 года и будет стоять под балконом звезды «лысый, в фуфайке и с цветами».

Альтернативная концовка

Трагический финал, в котором мать Тани добровольно ушла из жизни, а сама героиня погибла в автокатастрофе, не понравился шведским партнерам. По их мнению, концовка должна была стать более позитивной, поэтому были отсняты альтернативные эпизоды для зарубежного проката. В этом варианте героиня остается в живых, улетая обратно в Ленинград, навстречу неизвестности.

В заключение добавим в подборку такой интересный факт о фильме «Интердевочка»: альтернативную версию со счастливым концом увидеть зрителям было не суждено. Шведский партнер – компания «Сталлет-фильм» – стал банкротом, и фильм Тодоровского в Швеции не вышел на экраны. Зато картину с финалом, который изначально и задумывал режиссер, увидели в Японии, Германии и Канаде.

Источник: 24smi.org