Натан Лернер — создатель узнаваемых русских мультов с духом Баку — ФОТО | статьи на online-marafon



Увлекательная штучка — детство, оно накладывает отпечаток на всю следующую жизнь человека.

Ты можешь стать кем угодно, вырастить из себя кого угодно, но то, что отпечатлелось в твоем мозге (Мозг — центральный отдел нервной системы человека и животных, расположенный в головном отделе тела) на ранешном шаге развития, остается с тобой навечно.

Нередко, комментаторы не соображают, почему, я пишу, как о бакинцах, о людях проведших в Баку лишь юные годы. Но дело в том, что это не мои выдумки, а научно подтвержденный факт — большая часть личности человека складывается в дошкольном возрасте. (Мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) на сто процентов завершает свое развитие к 7 годам.)

Лично для меня доказательством этого факта сделалось знакомство с творчеством Натана Озиасовича Лернера.

Мультипликация Лернера

В детстве, я естественно не знал ни о каком Натане Лернере, но зато отлично помню, какие чувства вызывали его мульты — чувство чего-то родного и близкого.

Это трудно разъяснить словами, но создавалось воспоминание, что действия в мультах происходят кое-где в Баку либо рядом. Может от того, что все персонажи мультов, как положительные, так и отрицательные, списывались с бакинских нравов. А может дело в сердечности мультиков.

Вспомяните хотя бы "Мука-скорохода" (1975). Этот очаровательный аутентичный мульт, заполненный восточным колоритом. При всем этом в нем, даже самые отрицательные персонажи смотрятся умопомрачительно хорошими. А головного "гада" жаль до слез.

Мук-скороход

А какой там юмор. Любой кадр, каждое четверостишие со смыслом.

Разве это не бакинские котики из Старенького Городка?

Котики

А музыка. Какие там песенки …

Вообщем, это не единственный шедевр отдающий бакинской теплотой.

Но до этого чем перейти к остальным мультикам, давайте ознакомимся с жизнью Натана Лернера в Баку.

Есть что-то общее, не правда ли?

Бакинец Натан Лернер

К огорчению о Натане Озиасовиче в Сети очень короткая информация, даже в Википедии и на специализированных ресурсах. Он не писал воспоминаний, не давал интервью, а современники вспоминали в главном, какой был это превосходный мультипликатор и человек.

Мне пришлось залезть в невообразимые дали Веба, чтоб по частицам собрать информацию о его родителях и юных годах.

Натан Лернер

Предки

Оба родителя Натана приехали в Баку в поисках размеренной жизни:

    отец, Озиас Моисеевич Лернер, вкупе со своими родителями, в 1903 году, в возрасте 2 лет, опосля Кишиневского погрома. (Родился в Бессарабской губернии, село Новоселица, в 1901 году);
    мама, Ревекка Исааковна Лернер (в девичестве Копытель), в 1921 году, из Украины (родилась в 1908 году в Одессе).

Ревекка Исааковна Лернер

Мать была певицей, владела неплохим голосом (меццо-сопрано), но с карьерой не сложилось. Война, погибель супруга. Выступать ей пришлось лишь в лазаретах.

В 1941 году отец ушел на фронт, в сентябре 1942 года пропал без вести. Мать погибла в 1985 году.

Есть сведения, что у Натана был еще младший брат, но как сложилась его судьба непонятно.

Юные годы

Натан Озиасович родился в 1932 году. Жил с семьей в районе Завокзальной, которая в те годы была дальной городской окраиной.

Тем не наименее у Лернеров дома стоит рояль, а небольшой Натан с юношества указывает тягу к музыке. Понимает назубок весь репертуар мамы-певицы.

Но район, где они живут был неблагополучным, а опосля начала войны, когда отец уходит на фронт, жить еврейской семье становится совершенно тяжело.

Натан фактически забрасывает школу, увлекаясь рисованием.

Карта 1940 года

В то время парк Дзержинского был самым огромным городским парком. Заместо школы Натан прогуливается в парк, садится на ближайшую к выходу лавочку и отрисовывают огрызком карандаша. Тут он знакомится с компанией (быстрее всего преступной) молодежи, которой нравится то, что он делает. Они пичкают ребенка бумагой и красками.

Как Натан с грехом напополам кончает школу, семья переезжает в Подмосковье. А там уже иная жизнь, от поступления в Столичное областное Художественное училища, на не много престижный педагогический факультет, до Суриковского Института и Художественного факультета ВГИКа.

Живописец-постановщик

Сначала, опосля окончания ВГИКа, Натан Лернер воспринимает роль в разработке мультов, как художник-постановщик. Юного человека зовут сходу несколько узнаваемых мультипликаторов 60-х, и он отрисовывают "советскую классику".

"Одичавшие лебеди" 1960 года стал прорывом в русском кино. 58 минут, большенный экран, расчудесная история.

Одичавшие лебеди 1960 год

Из мультов этого периода я бы еще отметил "Кота-рыболова" (1964), с роскошной озвучкой:

Евгений Леонов — Кот

Ольга Аросева — Лиса

Эраст Гарин — Волк

Анатолий Папанов — Медведь

Кот-рыболов (1964)

Даже не усвою чем, цепляющего "Слоненка" (1967):

Слоненок (1967)

И естественно, на мой вкус, шедевр всей русской мультипликации "Шпионские страсти" (1967).

Это было что-то до невозможности саркастичное, направленное вроде на противников, но тонко высмеивающее КГБ (Комитет государственной безопасности CCCP — центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик в сфере обеспечения государственной безопасности, действовавший с 1954 по 1991 год), так что даже дух захватывало.

Шпионские страсти (1967)

Не понимаю, как для вас, но мне все эти мульты очень запали в детскую душу. Я бы и на данный момент их с наслаждением пересмотрел, будь на то время.

Режиссер-постановщик

С 1972 года 40-летний художник-постановщик дебютирует, как режиссер. На Таджикфильме. И уже в последующем году Натана Лернера зовут на Творческое объединение "Экран" в "Мульттелефильм".

1-ые его работы стают весьма пользующимися популярностью и разбираются на цитаты.

Мюнхаузен

Помните это: "Ээээ… дорогой, какой таковой павлин-мавлин? Не видишь, мы кушаем… " либо " Будет-будет, шашлык из тебя будет", произнесенные с расчудесным упором и интонациями.

Да, Лернер снимает две серии пятисерийного мульта "Приключения Мюнхаузена" (вторую и третью), опосля чего же выхода новейших серий ожидает весь Альянс. При этом, как малыши, так и взрослые.

Джин из мульта "Павлин"

Тут все то же самое, что будет позднее в "Муке-скороходе" — весьма музыкально, колоритно, забавно и по-доброму. Я думаю почти все мелкие бакинцы тех пор ощущали связь с джином — очень отрицательным и несусветно милым.

Для малыша в Баку, любой взрослый, делающий ему замечание, а бакинские пожилые люди были весьма "примечательные", был вот таковым джином. Вроде и серьезный взрослый, но ощущаешь в нем большущее к для тебя размещение и доброту.

Красотка "павлиниха"

Лишь я вижу в павлине знакомые черты?

Если взять большой план, то еще заметнее. Как как будто Лернер выслал мультипликаторов в Баку, чтоб они срисовали с натуры.

Хотя для чего ему, он ведь живописец. Мог просто показать в общих чертах.

И снова, сколько доброты и шарма …

Чертёнок № 13

Не могу не сказать о еще одном кинофильме. Поточнее 2-ух — "Шиворот-навыворот" и его продолжении "Чертёнок № 13".

Я, как и быстрее всего большая часть русских деток, не мог терпеть кукольные мульты. Всех этих кошечек, собачек, мишек с простыми сценариями про дружбу четырехногих. Хоть какой рисованный кинофильм был в 100 раз лучше кукольного. Но были и исключения.

Этот же "Крокодил Гена" либо "Козлёнок, который считал до 10". К таковым же исключениям относились и мультики про дьяволенка.

Школа чертей

Киноленты сняты в 1981-82 годах, когда малыши были уже довольно избалованы, но все равно смотрелись на "ура". Даже взрослыми детьми.

Лернер тут снова в собственном амплуа. Лишь уже весь мультик посвящен отрицательным персонажам — чертям, которые делают пакости. Но на удивление, все они вызывают симпатию.

Мать с отпрыском

Послесловие

Натан Озиасович Лернер ушел из жизни весьма рано. В 1993 году. Ему было всего 60 лет.

Когда умру, пускай мне будут сниться
Полоса неба, ярче кумача,
И малая, серенькая птица
На острие закатного луча…
(с) Натан Лернер

Колумбарий Рогожского кладбища, Москва

Источник