Тренировочный каркасно-пленочный неубиваемый самолет | статьи на online-marafon

В контексте подготовки к новому зальному сезону начат новый проект самолета. Пора уже пробовать пленочно карбоновые технологии. Начиная этот проект пилот конструктор принял решение изготовить модель опираясь на новые веяния в проектировании карбоновых конструкций.

За основу принята слегка измененный вариант зального самолета «ГАРМОНИЯ».
Опишу первый опыт работы с карбоновыми прутиками, рейками OLEGSS R, Новосибирск.

В качестве стапеля была выбрана ненужная, но достаточной прямая столешница достаточной толщины. рабочая поверхность застелена подложкой из под рекламной пленки. На лицевую часть нанесена какая то пленка к которой все плохо прилипает. Отличная защита от клея циакрина, на котором планировалось собирать эту конструкцию.

Сборочный чертеж исполнен прямо на этой бумаге и поскольку части модели симметричны, сборка будет производится по частям.

Основная средняя часть фюзеляжа выполнена из карбоновой балки квадратного сечения 750x3x3мм.

некоторые элементы изготовлены из карбоновых полосок 0.5x3x750мм

Все элементы укладываются согласно чертежа и фиксируются отрезками тонких гвоздей вставленных в заранее просверленные отверстия.

Все рейки не распиливаются на сгибах, а гнутся разогретым паяльником, затем место сгиба проклеивается циакрином.

Изначально формируется внешний контур части самолета, затем внутренние перегородки и распорки. Они изготовляются из расщепленных планок для экономии веса. Соединения и стыки элементов прокапываются циакрином т.е. с минимальным количеством.

В процессе изготовления постоянно контролируется параллельность и перпендикулярность, во избежание ошибки. Уголь, это не бальза и пенопласт, исправить погрешность весьма трудно.

После заклейки фюзеляжа крайне осторожно отделяем его от чертежа используя пинцет и нож. Теперь он держится только на склейке циакрина.

После изготовления вертикальной детали фюзеляжа переходим к крыльям и горизонтальной части. И опять, контроль и еще раз контроль.

Основной лонжерон крыла изготовлен из хлыстиков от удочек в корневой части диаметром 3 мм.

Вторая половина крыла и горизонтальной части фюзеляжа собирается и проклеивается циакрином. Осторожно отделяется от чертежа. Все стыки провязываются арамидной нитью восьмеркой.

Место стыковки консолей крыла укрепляются кевларовыми накладками и проматываются ниткой.

Затем навешиваются рулевые поверхности на петлях из арамидной нитки.

Руль направления получился достаточно легким.

Вес каркаса планера….ну..вполне легкий.

Нужно оклеивать достаточно тонкой и легкой пленкой, какую только удалось найти.
В качестве клея использовали стандартный клей для обуви МОМЕНТ классик прозрачный. поскольку клей свежий он хорошо наносится на каркас ватными палочками. Выждав 15 минут, как в инструкции, на него осторожно накладывают пленку слегка натягивая.

Затем осторожно пленку приваривают к каркасу утюгом.
Образец обклеенного рудера. После окончательного высыхания клея пленку осторожно натягивают прогревая утюгом, чтобы тонкий каркас не повело от натяжения пленки.

Крыло и горизонтальная плоскость фюзеляжа особых трудностей не вызвало. Оно оклеивается вместе в элероном и затем пленка аккуратно разрезается по шарниру и приваривается утюжком.

Вертикальная часть фюзеляжа обтягивается следующим образом. Все части конструкции промазываются клеем, по основной трубе фюзеляжа приваривается край пленки,остальная часть её фиксируется малярным скотчем.

Когда клей окончательно схватится самолет переворачивают набок и растянув пленку скотчем по поверх каркаса слегка растягивая фиксируют к столу малярным скотчем.

Затем приваривают пленку к каркасу.
Автор завешивает каркас клееный пленкой.

Опять двадцать пять!
Не понравился конкретно вес. Явный перебор по прочности и толщине реек каркаса. Железной рукой с острым ножом наш OLEGSS R, Новосибирск, начинает аккуратно обстругивать каркас самолетика.

Хорошо потрудился, вес убавился на целых 9 гр!!!
И на пике борьбы с весом начались работы по облегчению оборудования.
Собрали все оборудование в кучу, автор отмечает-многовато.
Приступает к уменьшению веса.
На привод достаточно больших элеронов, поставлен мощный сервопривод.

Цифровая микро-сервомашинка blue arrow do5010mg / 5.7g / .61kg / .07sec с метало редуктором
Особенности:
Микропроцессор третьей версии с кварцевым тактовым кристаллом
Драйвер мотора на 4-х MOSFET транзисторах
Высокий крутящий момент
Высокопроизводительный мотор с малым моментом инерции (без сердечника)
Шестерни из алюминиевого сплава и шарикоподшипники

Нужно убрать с нее все детали без которых она сможет работать.

Проверяем работоспособность.

На управление рулем высоты и направления будут установлены такие сервомашинки. С ними также проводятся работы по облегчению.
HobbyKing® 3.7г Micro Servo .4kg .10sec/60deg
Крошечный и легкий, построенный для небольших легких самолетов, полетов в помещении и небольших паркфлаерах. Это сервомашинка HobbyKing® подойдет для всех ваших потребностей в микро полетах.

Снимается все лишнее с приемника, даже антенны на небольшом расстоянии до 50 м приемник вполне устойчиво работает и без них.

А так-же регулятор.

Примеряется оборудование.

Сервоприводы вклеиваются в распорки между пластинами фюзеляжа.

С сервоприводов снимаются даже качалки они заменяются угольными прутиками вклеенными в просверленные отверстия.
Все тяги на элементы управления выполняются из угольных прутиков диаметром в 1 мм.
Шарниры из термоусадки закрепленной циакрином.

На видео прогона системы управления рулем высоты и рулем направления хорошо видно на какие большие углы отклоняются рулевые поверхности.

Затем все рули и каркас модели были усилены расчалками из арамидной нити.

Еще одна проверка.Уже с расчалками усиления.

Практически готов самолет,теперь тестовый полет и настройки. доводки.

Тестовый полет, да не справляется камера, не может навести резкость по прозрачному самолету.

На самолете было установлено несколько вариантов колонайзеров.

Самолет был раскрашен фирменной краской для стендовых моделей фирмы ТАМИЯ.

Чего-то страшненькая раскрасочка….
Однако в последствии этот ужас был смыт спиртом, заодно заменены колонайзеры и модель приобрела вполне приличный вид.
Ремонт и небольшая модернизация.

Замена колонайзеров и ремонт носовой части.

Затеи акрил смывается чистым спиртом с применением большого количества салфеток.

Окраска производится автомобильной базой (т.Е. нитрокраской)

Как новый.

Тестовый полет производился с поврежденным винтом, но самолетик зверски грохоча летел довольно прилично.

При последующей модернизации и ремонте она была еще раз смыта и вновь покрашена.

Действительно получился практически не убиваемый тренировочный самолет.